Персональный сайт

учителя СБО Крисько Марины Ивановны школы-интернат г.Амурска



Меню сайта

Моя родословная
  • родословная

  • мои публикации на.
  • Завуч
  • Педсовет.org

  • Категории раздела
    Мои файлы [3]
    разработки уроков [2]

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 94

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Главная » Файлы » Мои файлы

    ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ СБО.
    19.11.2010, 18:07
    ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ СБО.

    Крисько Марина Ивановна
    учительСБО,
    МСКОУ VIII вида школы –интерната г. Амурска.


    Использование компьютеров в образовании уже стало повсеместным явлением. Уделяется довольно большое внимание техническому оснащению учебного процесса. Школы насыщаются компьютерами, достаточно быстро осуществляется „интернетизация" образования.
    Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
    Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
    Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь „зацепить" каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его (урок) на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам ─ фото, плакатам, карикатурам, видеофрагментам и т.п.
    Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей.
    В нашей специальной (коррекционной) школе использование компьютеров на уроках постепенно начинает применяться. Использовать компьютерные средства в коррекционном учреждении необходимо, это обуславливается тяжестью и устойчивостью нарушений у детей с отклонениями в развитии. К сожаленью, для детей с особыми образовательными потребностями нет специальных программ обучения с применением компьютерных средств. Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для визуализации материала для развития детей.
    Существует три основных способа (или подхода) использования мультимедиа, что подтверждвется литературой и опытом учителей общеобразовательных школ:
    1. Иллюстративный (традиционный). Более или менее удачно подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Ученики на первых порах завороженно следят за меняющимися по мановению руки учителя „картинками", часто при этом „забывая" воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому же рано или поздно наступает привыкание и восприятие „картинок" тоже притупляется.
    2. Схематичный (шаталовский). В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же „картинками". В общем, более или менее полно используются возможности программного обеспечения (как правило, Power Point).
    3. Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации учителя. И документы, и „картинки" должны быть яркими. Но самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала.

    При этом максимальная эффективность мультимедийного урока достигается при соблюдении следующих условий:
     визуальный материал должен быть очень ярким, образным;
     лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п.;
     чем оригинальнее материал и неожиданнее сочетание различных материалов ─ тем лучше;
     максимально широко использовать различные методические приемы, неожиданные, нестандартные задания.
    Таким образом ─ главное правило: как можно ярче и как можно больше возможностей для работы учеников.
    Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, сокращается время при выработке технических навыков учащихся; увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности, процесс обучения становится менее утомительным.
    Разрабатывая план урока, учитель должен обратить внимание на соблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером, и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками.
    Учитывая, что работа с компьютером в нашей школе только внедряется, я пока использую только мультимедийные презентации. Это является для меня творческим стимулом. Я разработала ряд уроков по СБО по следующим разделам «Домашняя экономика», «Транспорт», «Питание». Использование компьютерных презентаций в преподавании курса СБО помогает мне сделать урок наглядным и выразительным, позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.
    Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма представляет учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Создание презентации при наличии практики займет не так уж и много времени. Это очень удобно, не надо готовить огромное количество карточек, рисованию схем на уроках. У учителя экономится время на уроке, рисунок четкий, красочный, яркий. Работать учителю и ученику приятно. При этом разрабатывая свои уроки, получаю программный продукт, адаптированный к данному ученическому коллективу.
    Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
    • усвоить базовые знания по предмету;
    • систематизировать усвоенные знания;
    • сформировать навыки самоконтроля;
    • сформировать мотивацию к учению.

    При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
    Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
    Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
    Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
    Воспитательный аспект: умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

    Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций и в том, что качественно изменяется отношение ученика к СБО, как учебному предмету. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; осуществляется более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам
    Основной проблемой выпускников сиротских учреждений VIII вида является разрыв между их представлениями о жизни и существующей реальностью, ориентации в условиях современной экономической ситуации. Поэтому возникла необходимость в более целенаправленной и эффективной подготовке учащихся, через усвоение ими системы элементарных экономических знаний. Предлагаю вашему вниманию урок в 8 классе по теме «Бюджет семьи, его доходная часть» с использованием мультимедийной презентации.


    Тема : Бюджет семьи, его доходная часть.

    Цели:
    • дать понятие семейного бюджета;
    • познакомить с источниками формирования бюджета семьи,
    • воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, расчетливость.
    Оборудование:
    • ПК, презентация
    • карточки-задания.
    Методы обучения:
    • словесные (беседа, объяснение,
    • наглядные (демонстрация наглядных пособий),
    • практические приёмы (самостоятельная работа учащихся , письменные работы),
    • контроль и взаимоконтроль

    * - работа учащихся.
    Ход урока
    I. Организационный момент – отметить отсутствующих, назвать тему и цель урока.
    II. Изложение нового материала.(Сл 1)
    «Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить», - считают продавцы магазинов категории люкс. Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Считается, что жизнь вдвоем экономически более выгодна, чем одиночное проживание. Совместно купленная бытовая техника, совместно снимаемая квартира... Но это теория. На практике семейный бюджет имеет свойство уходить в минус еще быстрее, чем личные финансы.
    Умение рационально вести домашнее хозяйство – это трудное искусство, которое постигается путем проб и ошибок. Суть этого искусства – в разумной трате, то есть умении достигать целей в пределах доступных семье средств.
    Бюджет создается всеми членами семьи, всеми же планируется и реализуется. Нет разницы, кто управляет финансами мужчина или женщина, это не играет особой роли. Главное, чтобы все в семье было организованно и никаких конфликтов из-за финансов не выйдет.

    Бюджет — это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).(сл 2) Слово «бюджет» буквально означает «денежная сумка».
    Доход — это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.(Сл 3)
    Расходы – это денежные затраты семьи для удовлетворения своих потребностей. (Сл 4)
    * Работа с тетрадями. Запись темы и определений «бюджет», «расход», «доход»

    Бюджет можно представить в виде весов.(сл5)

    На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

    Если «ВЕСЫ» находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, вы живете от получки до получки. Если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов – это состояние баланса.(сл6)
    Когда расходы превышают доходы, то как следствие появляются долги.(сл7)
    Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то происходит накопление денег. (сл8)
    Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей.

    -Какой бюджет вас больше устраивает? (накопление денег)
    -Чем плох бюджет, когда создается ситуация дефицита? (появляются долги)

    * Работа с тетрадями. Зарисовка рисунков

    Все доходы семьи по составу можно разделить так:
    (слайд 9)
    * Зарисовка схемы.
    Денежные доходы складываются из:
    1) зарплаты вместе с различными начислениями и доплатами;
    2) пенсий, пособий, стипендий и других социальных и страховых выплат;
    3) доходов от предпринимательской деятельности;
    4) доходов от операций с личным имуществом и денежными накоплениями.
    (слайд10)

    Натуральные доходы состоят в основном из материальных благ, получаемых на приусадебном участке (овощи, фрукты, мясо, яйца, мед и т. п.), подарков, выигрышей, продуктового довольствия и др. Иногда часть заработной платы выплачивают товарами, выпускаемыми на предприятии, товарами, получаемыми по бартерным сделкам, или продуктами питания.(слайд11)


    Льготы получают некоторые категории населения, определенные государственными органами.(слайд12) Например, льготные проездные билеты для студентов и учащихся, льготы по оплате коммунальных услуг, при покупке лекарств, льготные путевки в санатории, дома отдыха, лагеря отдыха для молодежи и т. п.
    Как мы выяснили в каждой семье есть доходы и есть расходы.
    *Приведите примеры расходов.
    Ученики: покупка товара для дома, квартплата, оплата детского сада, приобретение одежды, обуви, продуктов, деньги взаймы.
    Конечно, этот список можно продолжать и дальше. В общем, мысль ваша верна. Более подробно о классификации расходов мы будем говорить на следующем уроке и узнаем какие статьи расходов существуют.
    III.Физминутка
    IV.Закрепление материала.
    Перед вами карточки со списком статей доходов и расходов.
    Задание: красным карандашом подчеркнуть статьи доходов, зелёным - расходов.

    Зарплата мамы, покупка велосипеда, квартплата, стипендия сына, пенсия бабушки, ремонт квартиры, льготный проездной билеты для студента, выигрыш в лотерею, пособие по безработице.

    *Взаимопроверка.

    V.Практическая работа "Анализ семейного бюджета”.
    Необходимо решить задачу, в которой нужно рассортировать записи по принципу «доход - расход» и под¬считать, хватит ли денег семье до следующей зарплаты.(слайд13)
    Мама в конце месяца решила подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты. Но у неё случилась беда: блокнот , в котором она делала записи, рассыпался на отдельные листочки.
    Вот эти записи:
    зарплата папы и мамы – 12000 рублей;
    купили хозяйственную сумку - 450 рублей;
    истратили на продукты - 6000 рублей;
    заплатили за квартиру, свет и газ - 2450 рублей;
    пенсия бабушки - 2400 рублей;
    выиграли в лотерею – 100рублей;
    заплатили за ремонт холодильника - 500 рублей;
    купили билеты в театр – 400 рублей.
    -Подсчитать доходы и расходы семьи. Хватит ли денег до следующей зарплаты?
    1. 12000+2400+100=14500 (руб)-доход семьи
    2. 450+6000+2450+500+400=9800 (руб) –расходы семьи.
    Ответ: Денег до следующей зарплаты хватит, потому что доход больше, чем расход.
    Ученик: Доход -14500 рублей
    Расход – 9800 рублей.
    Проверьте ответ задачи, глядя на экран монитора.

    -Какой тип бюджета в данной семье?
    Ученик: Денег хватит, бюджет доходный. Можно накопить денег для других нужд.
    VI.Закрепление пройденного материала.
    a) Найдите в правой колонке определения, соответствующие понятиям в левой колонке.
    (слайд14)

    б) Закончите предложения.(СЛайд15)
    • Если бюджет показывает, что доходы превышают расходы ,то…..
    • Если расходы превышают доходы, то…..
    VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    Microsoft Power Point – универсальное программное средство. Поэтому, использование компьютерных презентаций возможно при изучении любых школьных дисциплин. В результате использования информационных технологий на уроках СБО у учащихся наблюдается:
    1. Повышение интереса к изучению предмета СБО и успеваемости;
    2. Более полное усвоение теоретического материала.

    Данная технология дает положительные результаты, об этом свидетельствует и позитивная динамика успеваемости, и повышение интереса к предмету у учащихся. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.

    Литература:

    1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.
    2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
    3. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.
    4.Петрова В.Г. «Психология умственно отсталых школьников:учебное пособие М.: Издательский центр «Академия», 2004
    5. Сагман С. Эффективная работа с Power Point 97. СПб., 1997.

    Категория: Мои файлы | Добавил: kriskomarina
    Просмотров: 9040 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 estinemut  
    0
    спасибо за интересную информацию

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    книга памяти
    Марафон Памяти

    время

    ...

    Друзья сайта
  • ANSTARS.RU
  • блог учителей коррекционных школ
  • ХабаВики
  • Фестиваль педагогических идей
  • Уроки,сценарии
  • Трудовики
  • Детская олимпиада


  • Copyright MyCorp © 2025