Персональный сайт

учителя СБО Крисько Марины Ивановны школы-интернат г.Амурска



Меню сайта

Моя родословная
  • родословная

  • мои публикации на.
  • Завуч
  • Педсовет.org

  • Категории раздела
    Мои файлы [3]
    разработки уроков [2]

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 94

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Главная » Файлы » Мои файлы

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
    03.12.2010, 04:55
        I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    В современном обществе число детей с отклонениями в психическом развитии увеличивается. По данным Министерства образования РФ, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы, составляет около 20 – 30 %, а около 70 – 80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Массовый характер указанной тенденции является одной из причин остроты постановки проблемы так называемых «трудных» детей, испытывающих затруднения как в обучении, так и в социализации. Чаще всего это дети из неблагоприятных в разных отношениях семей, лишённых реальных жизненных перспектив, которые, сталкиваясь с неблагополучной атмосферой дома и в школе, быстро приобретают опыт жизненных неудач. При неуспехах в школе и отсутствии поддержки дома у них закрепляется низкая самооценка, ещё больше нарушается их успеваемость и поведение, и в результате искажается вся система их ценностей и жизненная ориентация. Общую картину подобных нарушений развития можно охарактеризовать как дезадаптацию детей и подростков, проявляющую в их неспособности не только полноценно учиться, но жить и действовать в нашем обществе. Подводя итоги всему сказанному, можно констатировать, что в силу ряда социальных, экологических и других причин отклонения в здоровье стала «нормальным» явлением в нашем обществе. Анализ всех аспектов ситуации показывает, что оказание помощи таким детям является актуальной в педагогике, нам необходимо вернуть ребёнка на путь развития, необходимо использовать системный подход с целостной взаимосвязанной системой «родитель - ребёнок - педагог». Выбор эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётком понимании причин отклонения от нормы, но и на выявление и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях его жизнедеятельности. Это поставило передо мной задачу разработки специальной системы воспитательной работы для оказания такой помощи детям непосредственно в школе. В результате мною была разработана система, предназначенная для воспитательного процесса. Она составлена с учетом Устава школы; воспитательной системы развития школы и других локальных документов. Воспитательная система учитывает особенности развития личности учащихся с задержкой психического развития на основе изучения их интересов и потребностей. Осуществление её поможет создать комплекс условий для интеллектуального развития к саморегуляции личности обучающихся воспитанников, позволит снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, досуга, наиболее полной реализации способностей каждого. Это даст основание прогнозировать и реально обеспечивать результат образования выпускника школы и необходимую для него поддержку. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья — это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество. Процесс социализации предполагает решение основных проблем в воспитании ребёнка:
    - развитие личности;
    - подготовку к самостоятельной жизни;
     - профессиональную подготовку.
    В соответствии с этим целью данной воспитательной системы является:
        Цель: Создание условий для комплексного развития личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать ответственность за свои решения и поступки во всех сферах деятельности; толерантной, свободной, физически здоровой , а так же оказание помощи при социальной адаптации обучающихся воспитанников.
      Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
         Задачи:
    · Формировать умения осознанно осваивать и применять знания и навыки по охране укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях, по правовой культуре, прививать навыки самостоятельной трудовой деятельности.
    Развивать способности к профессиональному самоопределению.
    Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка.
    Оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы детей.
       Предполагаемый результат: - достижение социальной компетентности обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, их интеграцию в современное общество. -развитие толерантной, физически здоровой личности.
      Срок реализации программы: с 2008 года по 2012 год.  
       II. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
        Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п. Воспитание – это процесс, т. е. постоянно меняющееся, динамически развивающаяся система взаимодействия классного руководителя и ребёнка. Необходимо помнить, что по мере взросления, развития ребёнка, коррекции его дефекта и развития механизмов компенсации его позиция как объекта воздействия меняется. Считается, что успешность образования и воспитания детей с ОВз достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.    
      Основные направления создания воспитательной среды
     - создание системы позитивно действующих факторов: оформление класса и приобщение учащихся к этой деятельности; создание видеотеки
    - разработка разновариантных моделей классных часов , бесед, экскурсий, игры; агитбригады, , конкурсы газет, плакатов, конкурсы чтецов, рисунков, стихотворений, Дни здоровья, экологические субботники "Люби свой город".
       Ребёнок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учёта его возрастных интересов. Именно поэтому воспитательный процесс строится на двух моментах: мотивы и ведущие виды деятельности.   
         Для среднего и старшего возраста основными являются:
      Мотивы:
    • Потребность занять своё место в коллективе, в мире взрослых;
    • Утвердиться в компании сверстников;
    • Ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого);
    • Потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению;
    • Стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Ведущие виды деятельности:
    • Учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него);
    • Разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий мотив поведения подростка;
    • Интимно – личное общение (быть друг с другом, с друзьями; уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым в чьих – то глазах);
    • Учебно – профессиональная деятельность (помощь подростку в его профессиональном самоопределении).    
         III.СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Содержательная сторона процесса воспитания по отдельным сферам социализации и самореализации личности представляется следующим образом. В пространстве социализации для каждого воспитанника складывается индивидуальный маршрут освоения социальных сфер и ролей, потому следует отказаться от привычного желания сформировать заданный перечень личностных качеств. Человек имеет право быть разным в кругу людей. Задача воспитателя - не "набрать сумму" перечисленных в программе качеств, видов деятельности, направлений работы, а постараться постепенно расширить, обогатить индивидуальный опыт, в котором могли бы раскрыться лучшие человеческие качества каждого воспитанника. Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности классного руководителя в следующих сферах (следует отметить, что оно не ограничивается ими, а гораздо шире):
        Раздел: "Я и мои друзья ". способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я", развивает рефлексию
       Цели и направления работы: воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своего класса, своим друзьям. Помочь каждому ребенку познать самого себя, осознать свою индивидуальность. Поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
        Технология:
    · организация и проведение праздников,посвященных дням рождения ;
    · формирование и развитие классных традиций; · организация и проведение тематических бесед, классных часов;
    · организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы;
     
     Раздел: "Мой край родной".
    Цели и направления работы:
    · воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям;
    · воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;
    · воспитание правовой культуры.
     · расширить представления ребят о нашем городе, научить любить Амурск как свою малую Родину.
     · Познакомить с профессиями людей, обеспечивающие функционирование городских систем.
        Технология:
    · организация и проведение традиционных праздников: класса, школы,
    · организация и проведение тематических классных часов и бесед;
    · организация и проведение встреч с интересными людьми;
     · организация и проведение встреч с участниками войны;
     · организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
     
    Раздел: "Воспитание здорового образа жизни ".
    Цели и направления работы.
    Физическое, духовное и психическое здоровье - факторы, определяющие здоровье человека.
     
     Решаемые задачи:
    · создание условий для физического развития учащихся;
    · воспитывать негативное отношение к вредным привычкам; воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.
    · воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
    · Соблюдение гигиенических норм и культуры быта.
     · Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физкультуры, к занятиям спорта
     
    Технология:
    · организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья;
    · организация и проведение тематических классных часов, бесед
    · организация и проведение походов,
     · организация и проведение прогулок, трудовых десантов по уборке и озеленению территории.
     
       Раздел « Трудовое воспитание» способствует формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивает организаторские способности
      Решаемые задачи:
    · воспитание потребности трудиться;
    · воспитание ответственности за выполненную работу.  
     
    Технология:
    · организация и проведение трудовых мероприятий: субботников,
    · организация и проведение дежурства по классу, по школе;
    · организация и проведение походов,
    · организация и проведение ярмарок,
    · организация и проведение трудовой практики
     
    IV.Принципы коррекционно-развивающей работы Для достижения положительного результата воспитанности необходимо использовать принципы коррекционно-развивающей работы:
    · Принцип ориентации на позитив в поведении и характере воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Этот известный принцип, который был сформулирован еще А.С. Макаренко, требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по новому взглянуть на свое поведение.
     · Принцип социальной адекватности воспитания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья тре­бует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.
        Реализация этого принципа возможна на основе учета разнообразного влияния социальной среды. Условиями реализации данного принципа являются:
     • учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;
    • обеспечение комплекса социально-педагогической помо­щи детям;
     • учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);
     • коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной ин­формации, в том числе от средств массовых коммуникаций.
    В практической деятельности педагога этот принцип отра­жается в следующих правилах:
     • воспитательный процесс строится с учетом реалий соци­альных отношений ребенка;
    • школа не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах, необходимо широко использовать и учи­тывать реальные факторы социума; • педагог должен корректировать негативное влияние окру­жающей среды на ребенка;
    • все участники воспитательного процесса должны взаимо­действовать.
    · Принцип индивидуализации воспитания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья предполагает определение индивиду­альной траектории социального развития каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивиду­альным особенностям, определение особенностей включения детей в различные ви­ды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации явля­ются:
    • мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;
    • определение эффективности влияния фронтальных под­ходов на индивидуальность ребенка;
     • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
     • учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
    • предоставление возможности воспитанникам самостоятельно­го выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.
    В практической педагогической деятельности этот прин­цип реализуется в следующих правилах:
     • работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;
     • успех воспитательного воздействия при работе с одним воспитанником не должен негативно влиять на воспитание других;
    • выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;
     • поиск педагогом способов коррекции поведения воспитанника должен вестись только на основе взаимодействия с ним;
    • постоянное отслеживание эффективности воспитательно­го воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых воспитателями.
    · Принцип социального закаливания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья пред­полагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воз­действия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям че­ловека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Условиями реализации принципа социального закалива­ния являются:
    • включение детей в решение различных проблем соци­альных отношений в реальных и имитируемых ситуаци­ях (социальные пробы);
     • стимулирование самопознания детей в различных соци­альных ситуациях, определения своей позиции и способа, адекватного поведения в различных ситуациях;
    • оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведе­ния в сложных жизненных ситуациях.
         В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
     • проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
    • ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;
    • не только радость, но и страдания, переживания воспиты­вают человека;
    • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
    • нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.
       Наряду с учебно - познавательной деятельностью школь­ники с ОВЗ поведением яв­ляются участни­ками и других видов деятельности: общественной, трудо­вой, спортивно - оздоровитель­ной, художественно-эстети­ческой, нравственно-правовой, игровой и т. д. Деятельность становится инте­ресной и значимой для воспитанника, если она приносит эмоциональное удовлетворение. Также не ме­нее важным является включение школьника в позицию активного участника данного вида деятельности. Коррекционная направленность внеурочной воспита­тельной работы состоит в том, что учащимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность удовлет­ворить свои интересы, реализо­вать свои потребности, про­явить свои способности, оценить самого себя и быть оце­ненным другими в ходе участия во внеклассной работе. Наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаи­моотно­шений со сверстниками и классного руководителя и выбрать приемлемую форму поведения. Внеурочная воспита­тель­ная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) создает условия для упражнения и тре­нировки опреде­ленных эмоционально-волевых и нравственно-поведенчес­ких качеств, выполнения об­щепринятых требований, со­блюдения норм межличностных отношений. V.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ Результатом реализации воспитательного процесса считать динамику продвижения в усвоении знаний и навыков воспитанности. Динамика воспитанности обучающихся воспитанников предполагает следующие показатели: Воспитанники должны осознавать своё «Я» на личностном и социальном уровнях; у них должны быть сформированы основы психологической компетентности.
    · Знает « Какой я? », « Что я могу? »; заложены элементы по­зиции доверия и уверенности в самом себе; адекватно понимает свои возможности, способности, особенности характера; знает свои «сильные» и «слабые» стороны;
    умеет общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого, жестового обще­ния; владеет своим настроением, мимикой лица; знает правила взаимоотношений между людьми; умеет слушать и быть инте­ресным другом; может расположить к себе человека; умеет улы­баться, спорить, избегать драки, конфликта; умеет работать со­обща, сотрудничать, учитывать интересы и желания других.
    · Знает, что здоровье — это бесценный дар, который посто­янно надо беречь и приумножать.
     Понимает значение спорта, физкультуры для организма; владеет элементами какого-либо вида спорта; может сам составить для себя комплекс утренней зарядки, физической нагрузки на неделю, в течение дня; име­ет скоординированную походку; владеет навыками посадки при учебе, еде, позой во время сна, бега, ходьбы и пр. · умеет само­стоятельно заниматься каким-либо видом творчества; знаком с основами народного творчества, промыслами. · Владеет навыками самообслуживающего труда и спосо­бен выполнять работы по дому, участку: убирать, мыть, стирать, гладить, чистить...
    · Имеет представления о видах профессий, труде и зарплате; осознает связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их назначение; четко ориенти­руется в гражданском законодательстве о правах и обязанностях детей в нашей стране; имеет представление о правонарушениях и ответственности за это;
     знает, что он гражданин России; знаком с символикой, обычаями и обрядами.
        VI.Показатели результата воспитанности Предметно-информационная составляющая:
    Знание:
    · Знает правила и нормы поведения
     · 3иает правила гигиены и самообслуживания
    · 3нает правила безопасности жизнедеятельности (ПДЦ, ППБ, ЗОЖ)
    · 3нает место человека в мире
    Понимание:
    · Понимает свою роль в обществе, правила соц. общежития и правовой культуры
     · Понимает правила ОБЖ (ТБ и ОТ, ППБ, ПДД, ЗОЖ) Применение:
    · Придерживается жизненной позиции, принятой в обществе
    · Применяет закон, правила в конкретной практической ситуации
     Обобщение:
     · Анализирует ситуации, поступки свои и окружающих, умеет делать выводы
     · Использует знания из различных областей Оценивание:
    · Умеет делать положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам
    · Умеет изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами поведения, принятыми в обществе Деятельностно-коммуникативная составляющая: Организация деятелъности:
     · Планирует свою деятельность, ставит определенные цели и задачи
    · Анализирует результаты выполненного задания, самооценка
    · Соблюдает дисциплину (саморегуляция)
    · Проявляет настойчивость в достижении цели Коммуникативные умения:
     · Смысловое соответствие ответа предложенному вопросу или заданию
    · Культура речи: вежливость, тактичность, отсутствие брани
    Эмоционально-ценностные отношения:
    Отношение к себе:
    · Положительное чувственно-эмоциональное отношение к себе как личности способной успешно адаптироваться к требованиям окружающих
    · Адекватная оценка собственных возможностей в различных видах деятельности
    · Осознание требований норм и правил как основы регулирования собственного поведения
    · Осознание ценности собственного психофизического и социального здоровья и необходимости его сохранения и укрепления
    Отношение к другим:
    · Осознание особенностей взаимодействия с родителями и педагогами в период взросления в подростковом возрасте
     · Понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем
     · Понимание роли коллектива сверстников в становлений индивидуальной позиции личности · Осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами Отношение к учебной деятельности:
     · Осознание ценности получаемых школьных знаний для практической деятельности
    · Понимание значимости умелого выбора в образовательной и практической деятельности. VII.МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    Методы используемые воспитателем для определения уровня тех или иных качеств воспитанности обучающихся воспитанников?
     · Самая большая и популярная группа этих методов – это опросы. С их помощью выявляются ценностные ориентации воспитанников, знания, установки, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе. · Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний о воспитанниках.
    · Метод беседа – обязывает прислушиваться к суждениям окружающих ребёнка, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности.
    · Метод анкетирования – позволяет выяснить не только мнение воспитанников по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения.
    · Метод суждения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к воспитанникам с просьбой, высказать своё мнение, дать совет, как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме. Оценивание эффективности программы: 0 баллов – качество отсутствует 1 балл – качество проявляется редко 2 балла – качество проявляется часто 3 балла – качество присутствует всегда Динамика развития и воспитанности отслеживается 2 раза в год. VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
     · Баженов В.Г. «Воспитание педагогически запущенных подростков» - Киев, 1986.
    · Воронов В.А. «Разнообразные формы воспитательной работы» - «Воспитание школьника», 2001
    · «Воспитание трудного ребёнка»/ дети с девиантным поведением – Под редакцией Рожкова М.И.-Москва, 2001.
    · Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога.- М., Педагогика, 1987.
    · Иванов И.П. «Энциклопедия коллективно-творческих дел»- Педагогика, Москва, 1989..
     · Кульневич С.В. «Воспитательная работа в средней школе» - Т. Ц. «Учитель» 2001.
    · Плинер Я.Г. «Воспитание личности в коллективе»
    · Рувинский Л.И. «Нравственное воспитание личности» - Москва, 1981.
     · Сергеева В. П. «Классный руководитель в современной школе» - Москва, 2001.
    · Сергеева В. П «Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я » - Москва, 2002.
    · Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии.- С – Пб, 2003.
    · Созонов В. П. «Организация воспитательной работы в классе» - Москва, 2000
     · Щуркова Н. Е. «Классный час и его организация» - Москва, 1981.
    Категория: Мои файлы | Добавил: kriskomarina | Теги: воспитание, система
    Просмотров: 1923 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    книга памяти
    Марафон Памяти

    время

    ...

    Друзья сайта
  • ANSTARS.RU
  • блог учителей коррекционных школ
  • ХабаВики
  • Фестиваль педагогических идей
  • Уроки,сценарии
  • Трудовики
  • Детская олимпиада


  • Copyright MyCorp © 2025